Представитель Минэнерго напомнил, что с 1 января снижены предельные оптовые цены на товарный газ в пределах до 17,5 % в зависимости от региона.
"Это позволило снизить конечные цены на электроэнергию и тепло практически во всех газифицированных регионах страны. В итоге на сегодняшний день газ, реализуемый на внутреннем рынке, продается ниже себестоимости, что является сдерживающим фактором для развития газовой отрасли. За период с 2014 по 2018 годы национальный оператор в лице "КазТрансГаз" понес убытки на внутреннем рынке около 200 млрд тенге. Это огромные цифры, о которых население должно знать", – заявил он.
Вице-министр уточнил, что цены на газ для внутреннего рынка утверждаются ежегодно в правительстве.
"Но объективно мы должны понимать, что вечно субсидировать газ для населения мы не можем. Казахстану нужна долгосрочная стратегия для вывода на безубыточность. Сегодня "КазТрансГазу" не хочется продавать газ на внутренний рынок. Мы договаривались с нацоператором, что для проектов с высокой добавленной стоимостью он будет продавать хотя бы на уровне себестоимости, плюс какая-то небольшая маржа на уровне 5-7%. Хотя бы так. Но сегодняшние реалии говорят о том, что пока цену на газ поднять невозможно, население не выдержит. И поэтому удерживаем", – пояснил Мирзагалиев.
В свою очередь мажилисмен Ирина Унжакова напомнила, что страна планирует придерживаться плана по дальнейшему снижению тарифов для населения. Она также спросила за счет чего нацоператор продает удешевленный газ населению.
"Это животрепещущий вопрос для "КазТрансГаза". Сегодня экспортная выручка перебрасывается на субсидирование внутреннего рынка. Я не хотел бы сейчас какую-то долгосрочную перспективу вырисовывать, но она должна быть, повторюсь, по выходу хотя бы на безубыточный уровень. Но никак не на удержание убыточных цен на газ", – резюмировал вице-министр.