Стратегия действий
Обладая значительными запасами природного газа, Казахстан делает ставку на использование этого эффективного и экологически чистого топлива не только для развития экономики. И этому вопросу уделяется внимание на самом высоком уровне.
На прошлой неделе Комитет по вопросам экологии и природопользованию Мажилиса Парламента РК провел заседание «круглого стола», в ходе которого рассмотрены проблемы энергетической безопасности страны путем развития ее газотранспортной инфраструктуры. В мероприятии приняли участие депутаты, представители газовых компаний и отраслевого министерства.
По словам вице-министра энергетики Магзума Мирзагалиева, масштабная программа газификации в Казахстане осуществляется с 2014 года, что свидетельствует о приоритетности задач, поставленных перед газовиками по обеспечению внутренних потребностей государства в голубом топливе.
В частности, в 2018 году уровень газификации в Казахстане достиг 49,7% от общей численности населения. Для сравнения, еще в 2013 году он не превышал 30%. В 2019-м на газификацию из республиканского бюджета предусмотрено выделить до 24 млрд тенге, отметил Магзум Мирзагалиев.
Во многом такая масштабная работа стала возможной благодаря продуманной стратегии и последовательным действиям Национальной компании «КазМунайГаз» и Национального газового оператора АО «КазТрансГаз». Как отмечают многие аналитики, именно газовая отрасль в последние годы стала драйвером нефтегазового сектора и играет важнейшую роль в отечественной экономике. Сегодня компания успешно добивается увеличения добычи газа, развивает новые экспортные маршруты, строит газопровод «Сарыарка» в сторону столицы, а также принимает большое участие в решении социальных вопросов.
От импорта к экспорту
В отличие от более чем вековой истории разработки нефтегазовых месторождений газификация республики началась относительно недавно. При этом впервые прокачанный в Алматы в 1971 году природный газ имел узбекское происхождение. Отечественное сырье, добываемое в Западном Казахстане, транспортировалось только в одном российском направлении по газопроводу «Средняя Азия – Центр».
Чтобы обеспечить бесперебойные поставки голубого топлива на юг республики и избежать зависимости от импорта газа, поставки которого не всегда были стабильными, в 2015 году Национальный газовый оператор осуществил самый масштабный в истории независимого Казахстана газотранспортный проект по строительству газопровода «Бейнеу – Бозой – Шымкент». При этом, помимо замены поставок импортного газа на отечественное топливо для уже существующих потребителей, АО «КазТрансГаз» начало подключать к трубе новые населенные пункты, где газа никогда не было.
Более того, возможности газификации открылись вплоть до самой китайской границы. Соединившись с ниткой «С» магистрального газопровода «Казахстан – Китай», газопровод «Бейнеу – Бозой – Шымкент» стал его северной частью.
Это направление позволило диверсифицировать экспортные маршруты для казахстанского газа и расширить сотрудничество. Так, если изначально в октябре 2017 года договоренности «КазТрансГаза» с китайской компанией PetroChina International Company Limited подразумевали поставки 5 млрд кубометров газа в год, то, выполнив условия контракта, казахстанскому газовому оператору удалось заключить новый контракт. Начиная с текущего года он предусматривает увеличение объемов экспорта голубого топлива до 10 млрд кубометров в течение последующих 5 лет. При этом Казахстан, продолжая оставаться транзитером туркменского и узбекского газа, стал еще и одним из крупнейших экспортеров газа в Центрально-Азиатском регионе.
Впрочем, для достижения этой цели, то есть чтобы появилась возможность газового экспорта и транзита, АО «КазТрансГаз» понадобилось воплотить масштабную инвестиционную программу, создав всю необходимую инфраструктуру с нуля.
Так, построив основную газовую магистраль, национальный оператор последовательно увеличивал ее мощности. В частности, в прошлом году на магистральном газопроводе «Казахстан – Китай» в эксплуатацию были введены высокотехнологичные компрессорные станции СКС-5 и СКС-7 в Жамбылской и Алматинской областях соответственно, а также компрессорные станции «Арал», «Туркестан» и «Коркыт-ата», которые позволили увеличить ежегодную пропускную способность магистрального газопровода «Бейнеу – Бозой – Шымкент» с 10 до 15 млрд кубометров газа.
Эти мощности также обеспечат прокачку газа по строящемуся газопроводу «Сарыарка», который даст возможность газифицировать дома около 740 тыс. жителей городов Нур-Султана, Караганды, Темиртау, Жезказгана и близлежащих населенных пунктов вдоль трассы магистрали.
«Мягкая сила»
Благодаря экспорту и активной деятельности АО «КазТрансГаз» по газификации регионов добыча и потребление газа в стране растет ежегодно. По итогам 2018 года газовая добыча в Казахстане составила 55,5 млрд кубометров, что на 5% больше показателя 2017 года. При этом объем магистральной транспортировки достиг 111,9 млрд кубометров, что на 11 млрд кубометров, или 11%, больше, чем в предыдущий период. В финансовом исчислении консолидированный доход группы компаний АО «КазТрансГаз» за прошлый год составил 1 трлн 061 млрд тенге, что на 398,9 млрд тенге, или 60%, больше, чем в 2017 году.
Примечательно, что доходная часть компании растет благодаря росту объемов магистральной транспортировки газа, увеличению его экспорта, но не за счет расширения сети абонентов внутри страны. Так, по словам заместителя председателя правления АО «НК «КазМунайГаз» Кайрата Шарипбаева, сделка с PetroChina International Company Limited позволит увеличить экспорт отечественного газа в Китай до 10 млрд кубометров в год и принесет Казахстану существенную валютную выручку.
Значительная доля этого дохода, помимо расходов на обслуживание кредита в размере 560 млрд тенге, наращивания ресурсной базы и дальнейшей модернизации газотранспортной системы, направляется на субсидирование отечественных потребителей.
По данным вице-министра энергетики Магзума Мирзагалиева, в период с 2014 по 2018 год реализация голубого топлива на внутреннем рынке принесла национальному оператору убытки на сумму в 200 млрд тенге. То есть фактически эти внушительные средства компания «КазТрансГаз» направляет на поддержку стабильности и рост благосостояния граждан республики.
И несмотря на то что в Минэнерго РК осознают, что субсидировать внутренний рынок вечно не получится, в ближайшее время эта практика продолжится, поскольку рядовые потребители к выравниванию цен до уровня рыночных пока не готовы, отметил вице-министр. Сегодня удешевленный газ повседневно используется в домах более 8 млн казахстанцев.
Впрочем, газ по субсидированной цене получают не только физические лица, но и многочисленные организации, в первую очередь ТЭЦ и другие теплоэнергетические компании. На их нужды уходит до трети всего газа, который национальный оператор поставляет на казахстанский рынок, остальное направляется на нужды таких важных социальных объектов, как детские сады, школы и больницы. Всего получателями природного газа по цене ниже себестоимости являются свыше 45 тыс. коммунально-бытовых и коммерческих предприятий, поэтому благодаря своим субсидиям «КазТрансГаз» оказывает косвенное положительное влияние на ценообразование многих других услуг и продуктов.
Но социальная миссия компании на этом не заканчивается, поскольку АО «КазТрансГаз» также является одним из крупнейших налогоплательщиков. В частности, в 2018 году компания уплатила в бюджет налогов и других платежей на сумму в 100 млрд тенге. Учитывая, что в планах АО дальнейший рост по всем показателям, очевидно, что значение «КазТрансГаза» в экономике республики и его вклад в развитие государства также будут пропорционально возрастать.