Касеев Еркен ЗариповичРодился в 1967 году 14 августа в Восточно-Казахстанской области. Образование: 1991 - КазПТИ им. В.И. Ленина, инженер Опыт работы: 1991 – 1998 гг. – работал на руководящих должностях в коммерческих структурах; |
Серді Ибулла Жұмағұлұлы |
Кушеров Даир Адильбекович |
Алдажаров Айтмухаммед Турарбекович |
Сайднасимов Марат Абдулазизович |
Торгаев Бахыткали Нургалиевич |
Нур-Султан – Председатель правления АО «НК «QazaqGaz» Санжар Жаркешов выступил на правительственном часе в Мажилисе Парламента и рассказал об антикризисных мерах для газовой отрасли страны.
Казахстан – страна с подтвержденным объемом запаса газа в объёме 3,4 трлн. м³, которые необходимо безопасно и эффективно добыть, и направить для нужд внутреннего рынка. 81% добычи приходится на три крупных проекта: Карачаганак, Кашаган и Тенгиз.
В новых геополитических условиях возможно развитие новых транзитных мощностей и дальнейшая газификация регионов Республики Казахстан.
НО СЕГОДНЯ ГАЗОВАЯ ОТРАСЛЬ НУЖДАЕТСЯ В СЕРЬЕЗНОЙ ПОДДЕРЖКЕ, значительных финансовых инвестициях, так как без модернизации и расширения объектов газотранспортной системы, дальнейшее бесперебойное газоснабжение потребителей практически невозможно.
Видение «Жаңарған QazaqGaz»
В конце прошлого года решением Правительства АО «КазТрансГаз» стал портфельной компанией АО «Самрук-Казына» с присвоением статуса «национальной», а также переименован в «QazaqGaz».
Компанией сформировано новое видение «Жаңарған QazaqGaz», началось полномасштабное обновление всех сфер деятельности:
По всем стратегическим проектам компании разработаны ПСД, планируется начать реализацию проектов за счет собственных средств группы QazaqGaz с дальнейшим привлечением заемного финансирования в наиболее благоприятный период времени на мировых рынках капитала (в т.ч.: реконструкция ГТС Мангистауской и Атырауской областей; газификация объектов в Мангистауской обл., ТЭЦ 2,3 г.Алматы; строительство ГПЗ Кашаган, ПГУ в Туркестанской обл.).
При этом, QazaqGaz как национальный оператор в сфере газа и газоснабжения РК, должен обладать необходимыми правами, ресурсами газа и финансово устойчивым состоянием.
Ведется работа по:
Стратегия «Жаңарған QazaqGaz» будет формироваться на пяти основных аспектах для построения вертикально интегрированной компании:
QazaqGaz будет усиливать свою роль в проектах переработки газа, в целях обеспечения загрузки действующих мощностей ГПЗ.
Вместе с тем, с целью расширения ресурсной базы Национальный оператор внес на согласование и дальнейшее утверждение заинтересованными органами комплекс стимулирующих мер в т.ч.:
Целевой показатель прироста производства товарного газа к 2030 году 15 млрд. м3 за счет запуска наиболее подготовленных проектов по добыче газа и за счет переработки газа вместо сжигания и обратной закачки. Детальнее расскажу на слайде 7.
В области развития внутреннего рынка Компания нацелена на повышение уровня газификации до 65% к 2030 году и достижение безубыточности. Реализация Генеральной схемы газификации РК будет продолжена с привлечением частных инвестиций независимых газораспределительных организаций.
Таким образом, в разработку этой новой Стратегии мы также привлечем основных производителей газа в РК, международные экспертные и консалтинговые компании. QazaqGaz стал НК и уже имеет абсолютно новые и беспрецедентные вызовы и задачи, поставленные новыми реалиями, геополитическими сложностями и рисками энергетической безопасности. Таким образом, считаем, критически важным разработать этот документ совместными усилиями вышеуказанных стейкхолдеров.
Направлено предложение в Ассоциацию «Казахстанский совет иностранных инвесторов» (АКСИИ) принять участие в формировании Стратегии Энергоперехода Казахстана (Energy Transition Strategy). Об этом расскажу позже в своем выступлении.
Считаю целесообразным информировать Вас о ключевых событиях за последние 3 месяца:
В целях приоритетного обеспечения товарным газом внутреннего рынка:
А также хочу заострить Ваше внимание на необходимости:
Первое: разработать «Доктрину энергетической безопасности» с учетом рационального использования угля и газа. Это важно для выхода из газодефицита и усиления национальной безопасности в целом.
Второе: принять решение о формировании «Стратегических резервов нефти и газа» (Strategic Petroleum Reserves), что также важно для национальной безопасности.
Извлекаемых запасов страны 3,8 трлн. м3 достаточно на более чем 100 лет, проблема в ограниченности мощности ГПЗ
Основные запасы сосредоточены в 3-х крупных месторождениях Карачаганак, Тенгиз, Кашаган. Эти запасы являются попутным нефтяным газом (ПНГ), то есть его утилизация влияет на темпы и объемы добычи нефти. При этом, 41% общего добытого газа на этих трех крупных месторождениях по итогам 2021 года закачано обратно в пласт для поддержания пластового давления.
Доказанные запасы газа позволяют обеспечить внутренний рынок, но наблюдается нехватка газоперерабатывающих мощностей для переработки, а технологические решения имеющихся мощностей не соответствуют параметрам газа (например, Чинаревский ГПЗ).
Принято решение о передаче проекта строительства ГПЗ «Кашаган» в АО «НК «QazaqGaz». Работа по загрузке действующих и развитию новых газоперерабатывающих мощностей продолжается (в т.ч.: Кашаган, Карачаганак, Жанажол, Чинаревский ГПЗ, КазГерМунай).
За последние годы введены новые газовые коридоры, сформирована интегрированная газотранспортная система из ранее разрозненных магистральных газопроводов. В перспективе при условии расширения ресурсной базы это позволит создать центральноазиатский газовый хаб с огромным транзитно-транспортным потенциалом.
Однако, в 2024 году газовая отрасль может столкнуться с кризисными явлениями. Если удовлетворить все заявки потребителей, то кризис начнется уже в 2023 году.
Во-первых, прогнозируется дефицит газа с 2024 года. Потребности внутреннего рынка превысят доступные ресурсы газа на ~1,7 млрд. м3. Если не принять неотложные меры, экспорт газа прекратится в 2023 году.
Это связано с большим объемом заявок от новых крупных потребителей, включая проекты перевода ТЭЦ на газ (ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3 в Алматы и др.), подключения к газоснабжению новых газохимических комплексов (ОХК, WestGasOil и др.) и новых крупных коммерческих потребителей (таких как ArcelorMittal, Конденсат и др.).
Во-вторых, ожидается ухудшение финансовой устойчивости Национального оператора в 2022 году из-за убыточности внутреннего рынка.
В 2021 г. Национальному оператору удалось компенсировать убытки внутреннего рынка в 162 млрд. тг за счет доходов от транспортировки и экспорта.
Однако, в 2022 г. прогнозируется снижение валовой прибыли до - 62 млрд. тг, так как убытки внутреннего рынка составят -176 млрд. тг, а доходы упадут из-за сокращения объемов экспорта.
Необходимы неотложные меры.
Неотложные меры по расширению ресурсной базы товарного газа в период с 2022 по 2030г. выглядят следующим образом:
В результате, с учетом включения дополнительного импорта газа в объеме 1,6 млрд. м3 к 2030 году, доступного ресурса достаточно, чтобы удовлетворить потребность внутреннего рынка в объеме 38,3 млрд. м3 и дополнительного экспорта газа в КНР в объеме 5 млрд. м3.
При этом, необходимо:
Если не будут реализованы инициативы по дополнительным объемам, то нам придется сократить объемы потребления и начнем с перспективных проектов.
Необходимым условием увеличения ресурсной базы является выработка комплекса стимулирующих подходов к сокращению обратной закачки и сжиганию попутного газа на факелах:
В структуре ресурсов товарного газа в 2022 году основная доля приходится на Карачаганак, Тенгиз, Кашаган и Жанажол.
Структура потребления товарного газа показывает фактическое потребление газа указанными группами потребителей, например, 28% объема газа потребляет население напрямую на приготовление пищи и отопление. Доля потребления ТЭК составляет 41%, юридических лиц – 29%, бюджетных организаций – всего 2%.
Следующая диаграмма представляет распределение объемов газа по группам потребителей с учетом объемов газа ТЭК на выработку тепла и электроэнергии для населения и юридических лиц.
Предлагаем следующие подходы по дифференциации оптовых цен на товарный газ по группам потребителей:
01.04.2022 г. запущен пилотный проект в Жамбылской и Западно-Казахстанской областях, где для СУСН на 20% снижены розничные цены на товарный газ.
С 01.07.2022 г. планируется масштабировать проект по всем регионам страны. Это будет отправной точкой в социально-справедливой реформе ценообразования.
Поставки газа на внутренний рынок являются убыточными для QazaqGaz. Вся цепочка создания стоимости товарного газа (закупочная цена у недропользователя, услуги по транспортировке, оптовые и розничные цены) устанавливается МЭ и КРЕМ МНЭ РК в соответствии с действующим Законодательством РК.
За 2021 год убытки составили 162 млрд. тг., тогда как в осенне-зимний отопительный период 2022-23гг. могут превысить 184 млрд. тг.
Убытки связаны с тем, что себестоимость закупа газа у недропользователей в 25 209 тг за 1000 м3 превышает оптовую цену реализации газа газораспределительным компаниям, которая составляет 14 327 тг. То есть с каждой тысячи кубических метров мы теряем 11 000 тенге.
Прибыль от реализации газа на экспорт не покрывает убытки на внутреннем рынке
Учитывая все торговые операции группы, в 2022 году ожидаемый убыток от реализации газа на внутренний рынок составит -176 млрд. тенге. Тогда как прибыль от реализации газа на экспорт равна 113,9 млрд. тенге.
Общий валовый убыток равен -62 млрд. тенге. За период с 2015 по 2021 год был получен убыток в размере 587 млрд. тенге. При повышении оптовых цен на 7,6% с 1 июля 2022 года, согласно предварительному расчету МНЭ, в период 2022-26гг. дополнительные убытки составят 332 млрд. тенге.
Резервы для субсидирования убытков исчерпаны. Необходима социально-справедливая реформа ценообразования, без эффекта для социально-уязвимых слоев населения.
Для выхода из кризиса мы принимаем неотложные меры и ожидаем следующие результаты:
Также, для целей безопасной эксплуатации МИО необходимо ускорить работу по устранению замечаний по объектам газоснабжения. Как отметил Болат Уралович, 736 объектов или порядка 60% от передаваемых МИО объектов, требуют устранения замечаний.
МИО совместно с МФ необходимо ускорить процедуру оценки/передачи объектов газоснабжения (более 2-х лет).
QazaqGaz поддерживает идею Министерства энергетики о передаче функций МИО по строительству систем газоснабжения в QazaqGaz без монополизации рынка СМР. То есть эти же бюджетные средства будут отданы в конкурентную среду, но администратором будет QazaqGaz.
Совершенствование ценообразования на газ также необходимо с учетом присоединения к Общему рынку ЕАЭС для исключения перетока дешевого казахстанского газа на другие рынки стран-импортеров газа ЕАЭС. Существует риск «шоковой терапии» увеличения цен на газ в 2 раза при вступлении Казахстана в общий рынок газа ЕАЭС в 2025 году.
Для обеспечения финансовой устойчивости Национального оператора необходимо повысить оптовые цены на газ без существенного повышения розничных цен для населения
Был разработан прогноз достаточности финансовых средств у Национального оператора для компенсации убытков внутреннего рынка до 2025 г.
Для обеспечения финансовой устойчивости Национального оператора необходимо:
Требуемый уровень повышения оптовых цен на 24% без существенного повышения цен для населения предполагал увеличение оптовой цены на 3 тенге за м3. Однако, утвердили увеличение на 7,6% или 1 тенге за м3. Для среднестатистического казахстанца, проживающего в квартире до 50 м2 или в индивидуальном жилом доме до 100 м2, такое увеличение составит 50 тенге и 290 тенге в месяц соответственно. Тогда как среднемесячный счет за ТБО 600 тенге, Интернет 2500 тенге, газ в квартирах 936 тенге.
В целом, повышение оптовых цен с 1 июля 2022 г. на 7,6% не решает вопрос безубыточной деятельности QazaqGaz на внутреннем рынке. Это срывает планы по дальнейшей газификации страны.
Посещение мной производственных объектов в регионах выявило ряд критических проблем состояния ГТС, требующих скорейшего устранения с вложением необходимых финансовых средств.
Например, по результатам посещения КС Кульсары установлено, что его техническое состояние находится в плачевном состоянии. КС эксплуатируется с 1968 года (54 года), от ее работы зависит объем прокачки газа ТШО, а также энергетическая безопасность внутреннего рынка РК. Остановка КС приведет к остановке добыче на Тенгизе, что несет угрозу неуплаты многомиллионных отчислений в государственный бюджет.
Необходимо социально-справедливое ценообразование для решения проблем финансирования модернизации и расширения газотранспортной инфраструктуры.
Ведется актуализация Генеральной схемы газификации, проектов газификации северных областей, столицы и других населенных пунктов вдоль газопровода Сарыарка. Однако, реализация под угрозой из-за прогнозируемого дефицита и убыточного уровня цен на внутреннем рынке.
Необходимо форсировать решение неотложных мер по расширению ресурсной базы, социально-справедливой реформе ценообразования, повышению эффективности проектов газификации и снижению стоимости подключения, так как 43% негазифицированных казахстанцев живут без газа и топят углем.
Изучаются альтернативные варианты газификации.
Для повышения эффективности инвестиций в газификацию северных регионов и в целом Казахстана будет применен рациональный подход:
Дополнительно необходимо актуализировать План мероприятий по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива (ПП РК №797 от 29.11.2018г.), имеющий значительный социальный, экологический и экономический эффект.
Уважаемые участники правительственного часа! Хотел бы заострить Ваше внимание на общемировых тенденциях энергетики и роли газа. Как Вам известно, Казахстан поставил перед собой довольно амбициозные цели по декарбонизации экономики, в частности, достижение углеродной нейтральности к 2060 году, доведение объемов газа в структуре энергобаланса страны до 25 процентов к 2030 году. Это означает, что для достижения поставленных целей Правительству следует принять сложные, но крайне важные решения, чтобы построить надлежащую институциональную и экономическую основу, внедрив соответствующие механизмы.
Природный газ сыграет ключевую роль в переходе на новую энергетику в Казахстане. В этой связи, QazaqGaz предлагает свою кандидатуру в качестве координатора проекта разработки и реализации Стратегии Энергоперехода Республики Казахстан.
Глава государства, выступая в Мажилисе 11 января т.г., подчеркнул, что ESG является областью усиления требований международными инвесторами, одним из условий повышения инвестиционной привлекательности страны. Это важно для нашей компании в рамках подготовки к выходу на IPO, наш equity story.
Предлагаем разработать страновую Стратегию энергоперехода, которая базируется на:
Предлагаем следующую модель управления разработки и внедрения стратегии перехода энергетики Республики Казахстан к углеродной нейтральности:
Первый Заместитель Премьер-Министра РК - Куратор программы;
Ассоциация «Казахстанский Совет иностранных инвесторов» - Рабочий орган, предоставляет площадку для реализации проекта, оказывает организационную поддержку. АКСИИ уже проявил интерес к разработке документа;
QazaqGaz в составе Самрук-Казына - Координатор проекта, координирует разработку и внедрение стратегии, сводит данные, полученные
от ведомств;
Министерства энергетики, экологии, геологии и природных ресурсов, национальной экономики, прочие ведомства - Со-исполнители, принимают активное участие в разработке стратегии, предоставляют необходимые данные
и экспертизу, отвечают за внедрение своих инициатив.
В этой связи, нами внесены ряд неотложных мер и законодательных инициатив, по которым требуется Ваша поддержка.
21.10.2024
HR-СПЕЦИАЛИСТЫ QAZAQGAZ ПОДЕЛИЛИСЬ ПЕРЕДОВЫМИ ПРАКТИКАМИ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ
Читать далее
|
18.10.2024
«ГОД ЗДОРОВЬЯ»: В QAZAQGAZ ПРОШЛА ЕЖЕГОДНАЯ СТРАТЕГИЧЕСКАЯ СЕССИЯ ПО ВОПРОСАМ HSE
Читать далее
|
17.10.2024
ФИНАЛ КОНКУРСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА РАБОЧИХ «ҮЗДІК МАМАН»
Читать далее
|
24.09.2024
QAZAQGAZ ЗАВЕРШИЛ СТРОИТЕЛЬСТВО ВНЕШНЕЙ ГАЗОВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ДЛЯ ТЭЦ В АЛМАТЫ
Читать далее
|